МАОУ "Гимназия № 5"
Детский сад № 12

Краснокамск Пермский край

Советы педагога-психолога

 

   

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

Педагог-психолог Гуляева Александра Владимировна 

 

           Наиболее распространёнными патологическими привычками  у детей дошкольного возраста являются такие привычки, в частности, грызение ногтей. В основе данной привычки лежит фиксация тех или иных действий. Для того, чтобы помочь ребенку избавиться от нее, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать природу привычки.

           Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребёнка и способствуют снятию эмоционального напряжения. Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у ребёнка усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку у ребёнка дошкольного возраста, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у дошкольников отсутствует стремление к преодолению патологических привычек и часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные для ребёнка действия.

          Грызение ногтей возвращает ребёнка в период младенчества. Во время грызения ногтей ребёнок даёт выход своей агрессии, напряжённости, раздражения и получает удовольствие. Грызение ногтей -  легко возникающая привычка, которая носит непроизвольный, автоматизированный характер, избавиться от неё чрезвычайно трудно.

          Для решения данной проблемы, необходимо научить ребёнка адекватным способам выражения агрессии. Позволять ему свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь специальную подушку или игрушку, например которой ребёнок может выражать свои негативные чувства.

          Нужно не просто отказаться от упрёков, угроз и наказания, но и понимать то, что происходит с ребёнком, переключать, отвлекать его в момент грызения ногтей. Необходимо уменьшить чрезмерные требования к ребёнку со стороны взрослых. Нужно переключать пальцы ребенка на более интересное занятие всякий раз, когда замечаете у ребёнка проявление этой привычки. Также вам, уважаемые родители, необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который обычно равен примерно периоду её протекания.

          Противопоказаны следующее:

-Раздражаться и злиться на него.

-Пытаться эту вредную привычку запретить и переломить ребёнка.

-Постоянно контролировать и угрожать.

-Наказывать.

-Забинтовывать пальчики или мазать их неприятными веществами.

-Всегда и постоянно подчёркивать свою нелюбовь.

         Любите своих детей, уделяйте им больше внимания, ведь они как никто другой нуждаются в вашей помощи и поддержке. И тогда вы сможете справиться со многими проблемами.

        Удачи и терпения!!!

 

  

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей  все дети воспринимают по-разному. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждая из трех сторон готова пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

И сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации:
• легкую (15-30 дней);
• среднюю (30-60 дней);
• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
• восстанавливается аппетит.

 

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

- Тревога, связанная со сменой обстановки

- Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы

- Психологическая неготовность ребенка к детскому саду, чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой

- Отсутствие навыков самообслуживания

- Избыток впечатлений

- Неумение занять себя игрушкой

- Наличие у ребенка своеобразных привычек

 

Способы уменьшить стресс ребенка

Заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ и придерживаться его в дальнейшем, в том числе в выходные дни.

Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.

Ежедневно спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления.обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.

Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время, можно гулять вместе в детском саду). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня.

Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надообсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.

  

ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

     Скоро Ваш ребенок пойдет в школу!

     И перед Вами встает вопрос: готов ли он  к этому?

     А может не забивать этими понятиями голову? Дождаться семи лет и  отправиться в школу. Но ведь то, насколько ребенок  будет готов к ней, зависит успешность его обучения! И дело не в том, умеет ли он читать, писать и считать, хотя при поступлении в школу наблюдают именно за этим.

     Готовность к обучению  в школе - это такой уровень  физического, психического  и социального развития ребенка,  который  необходим для успешного  усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе

- Физическое здоровье

- Развитый интеллект

- Умение общаться со сверстниками и взрослыми

- Выносливость и работоспособность

- Умения считать и читать

- Аккуратность и дисциплинированность

- Хорошая память и внимание

- Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

     Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира.

     Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

Пожелания родителям

- Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.

- Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.

- Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.

- Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

- Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.

- Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

- Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.

- Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

- Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

 

Дата последнего обновления страницы 21.01.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»